НА ФОРУМАХ
114
1
121
2
725
3

Легенда о великой русской балерине Павловой

1c9539d633602fe8847997318c4c1da2.jpg

Сегодня, 12 февраля много-много лет назад, в далеком 1881 году родилась Анна Павлова.Она была уникальна. Павлова не имела громких званий, не оставила после себя ни последователей, ни школы. Осталась только легенда о великой русской балерине Павловой, именем которой названы призы и международные премии.

Что же особенного было в этой хрупкой женщине, которая ушла из жизни так рано, но которую весь мир помнит до сих пор?! В детстве я посмотрела фильм "Анна Павлова" с Галиной Беляевой в главной роли.Балерина запомнилась она очень хрупкой и нежной женщиной, которая фанатично любила свое дело, была ему предана всю жизнь, работала на износ. Была несчастлива в личной жизнь, но считала, что это в порядке вещей, если ты служишь чему-то великому.

4afbef168ea7822862aa67fdeb538209.jpg
Галина Беляева в роли Анны Павловой в одноименном фильме

Анна Павловна Павлова родилась в Петербурге. До сих пор нет достоверных сведений об ее отце. Даже в энциклопедиях отчество Анны дается то Павловна, то Матвеевна. Она воспитывалась только матерью, Любовью Федоровной, которая очень любила дочку и как могла старалась скрасить их жизнь, доставить девочке хоть какое то удовольствие. В автобиографии, написанной в 1912году, Анна Павлова вспоминала о своем детстве и первых шагах на сцене:
Первое мое воспоминание — маленький домик в Петербурге, где мы жили вдвоем с матерью... Мы были очень, очень бедны. Но мама всегда ухитрялась по большим праздникам доставить мне какое-нибудь удовольствие. Когда мне было восемь лет, она объявила, что мы поедем в Мариинский театр. «Вот ты и увидишь волшебниц». Показывали «Спящую красавицу». С первых же нот оркестра я притихла и вся затрепетала, впервые почувствовав над собой дыхание красоты. Во втором акте толпа мальчиков и девочек танцевала чудесный вальс. «Хотела бы ты так танцевать?» — с улыбкой спросила меня мама. «Нет, я хочу танцевать так, как та красивая дама, что изображает спящую красавицу».
Этот первый вечер в театре решил участь юной девушки. Анна измучила маму просьбами отдать ее в балетную школу, ей было восемь, а принимали в школу с 10 лет. Два года все мысли девочки были направлены только на танец.
В течение двух лет ожидания я изнервничалась, стала грустной и задумчивой, мучимая неотвязной мыслью о том, как бы мне поскорее сделаться балериной.
В 1891 году Павлова все таки поступает в балетную школу, которая славилась очень жесткой дисциплиной. Она провела там в постоянных трудах 9 лет! Устав школы был по-монастырски суров, однако учили здесь великолепно. В то время Петербургское балетное училище, несомненно, было лучшим в мире. Только тут и сохранялась еще классическая техника балета.

5e09c2d901f7d336317b422aac409ce3.JPG

По окончании школы в 1899 Павлова была зачислена в труппу Мариинского театра. Ее дебют состоялся в балете «Дочь фараона» на музыку Цезаря Пуни в постановке Сен-Жоржа и Петипа. Ее карьера не была стремительной, она не имела нужных знакомых, была из бедной семьи и некому ей было сделать протекцию. Всего Анна добивалась медленно, но верно своим титаническим трудом. Чем же она выделялась на фоне других? Балетные учителя и критики отмечали, что оставаясь всецело в рамках классической школы, она умела быть поразительно оригинальна и, исполняя старые обыкновенные танцы, превращала их в подлинные шедевры. Петербургская публика вскоре стала отличать молодую талантливую балерину. Этим она очень запоминалась и зрителю. ЕЕ стали узнавать и ходить именно на ее спектакли.

948cc819e5663c5f6aedd1cbfb070d90.jpg

Вскоре Анна Павлова становится второй, а затем и первой солисткой. В 1902 году Павлова создала совершенно новый образ Никии в «Баядерке», истолковав его в плане высокой трагедии духа. Эта трактовка изменила сценическую жизнь спектакля. То же самое произошло и с образом Жизели, где психологизм трактовки приводил к поэтически просветленному финалу.

a4a8190063cd7945a8e51b873d8807df.jpg

В 1903 году Анна впервые выступила на сцене Большого театра. Отсюда начинается блистательный, но трудный путь Анны Павловой в балете, ее триумфальные выступления по городам России. С 1908 года Анна Павлова начала гастролировать за рубежом. Вот как она вспоминала о первых гастролях:
ce03476170018277d2de95491e3d20c7.jpg
"Первая поездка была в Ригу. Из Риги мы поехали в Гельсингфорс, Копенгаген, Стокгольм, Прагу и Берлин. Всюду наши гастроли приветствовали как откровения нового искусства. Жизнь танцовщицы многие представляют себе легкомысленной. Напрасно. Если танцовщица не держит себя в ежовых рукавицах, она не долго протанцует. Ей приходится жертвовать собой своему искусству. Награда ее в том, что ей удается заставить людей забыть на миг свои огорчения и заботы. Я поехала с русской балетной труппой в Лейпциг, Прагу и Вену, мы танцевали прелестное «Лебединое озеро» Чайковского. Потом я присоединилась к труппе Дягилева, знакомившего с русским искусством Париж".
261b1beba42632d48fe823b6e07a0881.jpg

Павлова всегда была творческой личностью, и в скором времени ей захотелось не только танцевать поставленные для нее партии, но и принимать участие в постановках. Поэтому в 1910 году Анна уходит из Мариинского театра и создает собственную труппу. С ней Павлова с триумфальным успехом гастролировала во многих странах мира. Она первой открыла русский балет для Америки, где впервые балетные спектакли стали давать полные сборы.
"...Из Лондона я поехала на гастроли в Америку, где танцевала в театре «Метрополитен». Разумеется, я в восторге от приема, устроенного мне американцами. Газеты помещали мои портреты, статьи обо мне, интервью со мной и — надо правду сказать — кучу вздорных выдумок о моей жизни, моих вкусах и взглядах. Я часто хохотала, читая это фантастическое вранье и видя себя тем, чем никогда не была, — чудачкой и необыкновенной женщиной. Сила фантазии американских журналистов прямо изумительна.
Анна была очень трудолюбива и работала на износ. За 22 года бесконечных турне Павлова проехала на поезде более полумиллиона километров, по приблизительным подсчетам, она дала около 9 тысяч спектаклей. Был период, когда итальянский мастер Нинолини изготовлял для Анны Павловой в год в среднем две тысячи пар балетных туфель едва хватало.

e68e7c6265f8a08edab23bef5d0f1dbd.jpg

Создание своей труппы и постоянные гастроли не благоприятным образом влияли на ее карьеру в Мариинском театре. Стали возникать финансовые разногласия и весной 1914 года Павлова дала несколько заключительных выступлений на родине и уехала, чтобы больше не вернуться... Репертуар включал «Умирающего лебедя», «Вакханалию», другие ее миниатюры. Восторженный прием был адресован новой Павловой, которую уже знал и боготворил весь мир! Маленькой, хрупкой балерине, привыкшей к чрезмерно напряженной работе, было 33 года. Это был пятнадцатый сезон, середина ее сценической жизни.

dc434b0b98327a79303a6cf8c3692f7b.jpg

Стоит отметить, что Павлова никогда не была безучастна к судьбе России и ее народа. Она присылала посылки в трудные послереволюционные годы учащимся Петербургской балетной школы, переводила крупные денежные средства голодающим Поволжья, устраивала благотворительные спектакли с целью поддержать бедствующих на родине.

Личная жизнь балерины складывалась непросто, что Анна Павлова считала это естественным:
«Теперь я хочу ответить на вопрос, который мне часто предлагают: почему я не выхожу замуж. Ответ очень простой. Истинная артистка подобно монахине, не вправе вести жизнь, желанную для большинства женщин. Она не может обременять себя заботами о семье и о хозяйстве и не должна требовать от жизни тихого семейного счастья, которое дается большинству. Я вижу, что жизнь моя представляет собой единое целое. Преследовать безостановочно одну и ту же цель — в этом тайна успеха. А что такое успех? Мне кажется, он не в аплодисментах толпы, а скорее в том удовлетворении, которое получаешь от приближения к совершенству. Когда-то я думала, что успех — это счастье. Я ошибалась. Счастье — мотылек, который чарует на миг и улетает».
ad5e09ede51bcec4a156ef6b9ca0cacb.jpg

Всю жизнь рядом с этой хрупкой женщиной был Виктор Дандре. Он был инженером и никак по началу не был связан с миром искусства. Но вскоре стал одним из самых способных импресарио своего времени, который впервые понял могущество прессы. Он постоянно устраивал пресс-конференции, приглашал фоторепортеров и газетчиков на выступления Павловой, давал многочисленные интервью, связанные с ее жизнью и творчеством. Благодаря ему у нас есть так много фотографий Анны и знаменитых фотосессий. Например, известная на весь мир фотография балерины с лебедем. Эти фото сделаны известным фотографом Лафайеттом.

b35305b0b81014e10b95536c2300921e.jpg

0e0fe0c28cdaeb3594a2bdffb29497b3.jpg

b97ea162a43647c31779f97e74a5352b.jpg

Но многие историки склоняются к мысли, что именно из-за того, что Дандре был так одержим славой и наживой, балерина так рано покинула нас. Он старался выжать все возможное из мировой славы балерины, организуя бесконечные и весьма напряженные гастроли, не щадя ее здоровья. В конечном счете непосильная нагрузка и привела, видимо, к ее безвременной кончине...

17 января 1931 знаменитая балерина, "русский лебедь", как окрестила ее пресса прибыла на гастроли в Нидерланды. Поезд, на котором ехала балерина, столкнулся с другим составом и на Анну упал тяжелый кофр. К тому же Павлова сильно простудилась в этой поездке. Вся страна была обеспокоена состоянием здоровья балерины. Королева Нидерландов Вильгельмина прислала Павловой личного врача де Йонга. Осмотрев ее, он пришел к следующему заключению: «Мадам, у вас плеврит. Необходима операция. Я посоветовал бы удалить одно ребро, чтобы было легче отсосать жидкость». Историки говорят, что муж балерины не был согласен с этим диагнозом, потому что это означало бы длительный перерыв в ее карьере и уж точно окончание этих гастролей. был вызван другой врач, которые приехал слишком поздно... Одна из служанок Анны Павловой, Маргерит Летьенн, писала в своих воспоминаниях, что в ночь с 22 на 23 января 1931 года балерина умерла от острого заражения крови, занесенного недостаточно хорошо продезинфицированной дренажной трубкой...

ac2f942f2f7f7d9e724e14876c81f093.jpg

Тело Анны Павловой было кремировано и захоронено в Нидерландах. Говорят, что после смерти ее мужа, Дандре, который тоже был кремирован и похоронен рядом с ней, в его завещании нашли следующие строки: "... Я даю полномочия моим поверенным дать согласие на перенос праха моей жены и, если они сочтут возможным, также и моего праха в Россию, если когда-нибудь русское правительство или правительство любой крупной российской провинции будет добиваться переноса и даст моим поверенным удовлетворительные заверения в том, что прах Анны Павловой получит должные честь и уважение».

99e9c1d27e0be6e10fff533e53304d29.jpg
Портрет Анны Павловой в балете Сильфиды. Художник Сорин Савелий Абрамович (1887-1953)

Павлова любима многими ценителя прекрасного, художниками и поэтами. Ей посвящены художественные и документальные фильмы («Анна Павлова», 1983г. и 1985г.). Французский балетмейстер Р. Пети поставил балет «Моя Павлова» на сборную музыку. Номера ее репертуара танцуют ведущие балерины мира.
Взято из открытых источников

Еще по теме:
Анна Павлова и русский национальный костюм
"Культовая персона". Илзе Лиепа
"Культовая персона". Владимир Викторович Васильев

Здоровый свет