НА ФОРУМАХ
116
1
154
1
297
2

Классическая музыка – на сцене и вне сцены

Что говорить – серьезная симфоническая музыка  не всем «по зубам». Если нет никакой начальной музыкальной подготовки, то сразу прослушать и понять, например, Шестую симфонию Чайковского или даже весьма «заезженную» Пятую Бетховена – дело непростое. Да что там непростое – просто безнадежное. У многих просто отвращение к классике. В лучшем случае слушают шлягеры – этакие нарезки из популярных мелодий, даже  не думая, что это, откуда это.
На классику, что ни говори, а ходит у нас в России избранная публика, которая разбирается, понимает, получает заряд бодрости, вдохновения и наслаждения. Немногие знают, из чего состоит симфонический оркестр, какие группы инструментов там собраны, кто солирует, как строится симфония и т.д.
За рубежом картина несколько иная и так называемая «культура потребления классики» выше. Может, оттого, что и оркестров там больше, и гастролируют они много и часто, и нередко играют в парках, просто на открытых площадках. Концерты, например, Венского филармонического оркестра в дворцовом парке Шенбрунн собирают сотни зрителей. В Барселоне местный оркестр нередко выступает на площади Испании. В Сан-Франциско в каждую первую субботу сентября  местный симфонический оркестр дает бесплатный концерт в саду Буена Гарденс, куда зрители приходят семьями и располагаются прямо на траве. Играют Чайковского, Стравинского, Малера, Бетховена и т.д.
Однажды во французском Маконе мне пришлось наблюдать, как музыканты местного симфонического оркестра группами собирались группами на известной в городе площадке и практически прошлись по улицам города, а потом сыграли на открытом воздухе всем «тутти». А программки раздавали прямо на улицах. Вы бы видели, какие кругом были радостные лица, как люди просто балдели от звуков, от вальсов Штрауса, популярных арий из опер (и не слишком популярных), какая кругом образовалась атмосфера праздника.

968146be8eb0b99d02a7dfb4d8482e0d.jpg
На улице французского Макона

В Венеции на самой известной площади Марко есть очень популярный ресторан, где почти круглый год играют музыканты – то квартет, то квинтет, а то и больше. Нет, это не «ресторанные лабухи», нет. Это профессионалы, солисты местного оркестра. Играют классику. Инструменты прекрасные, звуки – тоже. Да, играют перед публикой, которая буквально тут рядом сидит, ест-пьет, а они играют. И проходящие по площади туристы, как правило, останавливаются и тоже слушают. И аплодируют. И никакой границы между исполнителями и музыкантами.

9987271f8598b172035253c2ed87bd71.JPG
Венеция. На площади Марко

7d7487bbe666f7181532e4df7efa816f.JPG

Наши «симфонисты» во фраках и бабочках от простого зрителя слишком далеки. Они – на сцене, мы – где-то хоть и рядом, но фактически очень далеко. Конечно, сейчас стало модным среди элитной публики ходить на концерты оркестра Мариинского театра. Ну как же, Валерий Гергиев – его знают все! Надо идти. Зачем что-то понимать – просто пойти и отметиться. Ну, по принципу «Киса и Ося здесь были». Видели мы таких «Кисов с Осями» всюду. Модно. И, чем дороже билет, тем уютнее музыкальные нувориши себя чувствуют.
Но не все потеряно. У нас тоже есть подвижки на музыкальном поприще. Например, в начале марта симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга  (руководитель народный артист России Александр Чернушенко) выступил с двумя весьма необычными концертами под названием «Иммерсия. Внутри оркестра». Оркестр находился не на сцене, а в партере, и зрители видели, как работает оркестр изнутри, что называется, могли услышать звучание отдельных солирующих инструментов. Чернушенко считает, что такой подход и общение со зрителем дает совершенно новые ощущения всем – и музыкантам, и слушателям. Хорошо бы такой опыт продолжить.

8542015dda58b7a84d48a5c5d4d84f4b.jpg
На концерте "Иммерсия. Внутри оркестра". Санкт-Петербург
4b804c432180d28137617167b029027a.jpg
Тюменский филармонический оркестр

А вот в Тюмени совсем недавно (ну что такое два с небольшим года!) вообще был создан новый симфонический оркестр. И зазвучал так, что вскоре двинулся в гастрольный тур и даже был приглашен сыграть в Мариинке. Оркестр не только гастролирует, он создан прежде всего для своих слушателей, а потому играет везде и со всеми – с оперными певцами, с рок-группами, в торговых центрах, на улице, в школах в местных актовых залах. И это прекрасно, когда оркестр приходит в школу, и дети имеют возможность вживую познакомиться с классикой. Так что у оркестра из Тюмени большое будущее и масса возможностей. Хорошо бы, чтобы в провинции в каждом областном центре был вот такой оркестр.

Галина Мумрикова

Здоровый свет