На этой неделе нас пригласили в Театр наций на премьеру спектакля «Иванов».
Эта пьеса А.П. Чехова – одно из самых мало понятных, вернее – неоднозначно трактуемых произведений классика. Казалось бы, все просто. Но вначале сам Чехов определил жанр как комедию, потом это стало драмой. Да, практически любая пьеса автора становится понятной и даже близкой человеку любой страны, потому что там про общечеловеческие ценности и проблемы.
Действие «Иванова», которого нам довелось посмотреть в этот раз, перенесено из 19 века в наши дни. Главный герой, человек деятельный и энергичный, вдруг утрачивает вкус к жизни. Вокруг реакции разных людей на этот факт и разворачивается действие.
Режиссер спектакля Тимофей Кулябин собрал чудесный актерский ансамбль: Иванов - Евгений Миронов, его жена Сарра - Чулпан Хаматова, Игорь Гордин (кстати, по-моему именно он создал один из самых ярких образов в спектакле), непосредственная и очень искренняя Лиза Боярская и другие. Спонсор спектакля - Фонд Михаила Прохорова.
Мы смотрели спектакль в компании артиста, который, глядя на Иванова в исполнении Миронова, еще в 1 действии предположил, что этот Иванов не застрелится. В действительности так и вышло. Иванов умирает от сердечного приступа.
Я помню, еще студенткой видела «Иванова» во МХАТе и Ленкоме. В первом блистал Смоктуновский, от которого невозможно было оторваться: каждый жест, каждое слово были наполнены каким-то смыслом и недосказанностью. Екатерина Васильева запомнилась меньше. Мы даже не сразу вспомнили, кто играл Сарру в том спектакле. А вот Иванов Евгения Леонова – совсем иной, немного несуразный. Помню, что вначале даже казалось, что он не подходит для этой роли. Но гений актера заставил забыть о внешности и погрузиться в действие полностью. И Чурикова была настолько органичная, создала образ исключительно достоверный и трагичный. Кстати, Чулпан Хаматова чем-то напомнила именно игру Инны Чуриковой. Иванов в исполнении Леонова, как писали критики, был простодушный и совестливый, а Иванов у Смоктуновского получился человеком с высоким предназначением, который был как бы несовместим с жизнью.
Спектакль в Театре наций вызвал неоднозначные эмоции: несмотря на хорошую игру Миронова, местами даже очень хорошую, Иванов получился какой-то странный и непонятный, не очень верится, что такой человек может жить в наши дни.
Пожалуй, Боярская и Гордин создали очень яркие образы, мне они показались очень достоверными. Чулпан Хаматова – да, настоящая Сарра. Такая женщина могла жить и в прошлом веке, и в нынешнем. Она соединила и прожила на сцене страдания и любовь глубоко и проникновенно.
Если Вы спросите, стоит ли смотреть новую постановку, я не отвечу однозначно. Даже не из-за достаточно высокой стоимости билетов (Театр наций отличается этим)…Сами мы бы вряд ли купили такие дорогие билеты – они были нам подарены. А дареному коню, как говорится, в зубы не смотрят. В общем, обсуждаем и размышляем до сих пор. И захотелось перечитать пьесу А.П. Чехова. В этом плюс. Но мне кажется, что спектакль о кризисе среднего возраста или метаниях главного героя, не очень актуальны в такой трактовке.