НА ФОРУМАХ
159
2
97
3
86
2

Исаакий - страсти накаляются

Вот уже больше месяца город на Неве трясёт, я бы даже сказала, как говорили в моей молодости – плющит и колбасит, от факта принятого губернатором Санкт-Петербурга Георгием Полтавченко решения передачи Исаакиевского собора РПЦ. Я писала об этом Исаакий - музей или храм?
Обстановка с каждым днём накалялась все больше. Две трети горожан оказались против. РПЦ настаивала. И те, и другие стали проводить наглядные массовые выступления. Ну как массовые…

Проследим кратко хронику событий. Конечно, не всех, потому что много чего уже накручено вокруг этой ситуации.
Итак, по изначальному решению от 11 января Исаакий должен был пройти постепенную процедуру передачи, которая с учётом огромного ценнейшего музейного фонда должна была длиться два года. Народ немного растерялся. Стали появляться первые комменты, поначалу все больше недоуменные.
Но вдруг события понеслись вскачь. 18 января, накануне Крещения, на пленарном заседании петербургского ЗакСобрания в повестку был внесён документ, в котором депутаты ЕР и ЛДПР обращались с министру культуры Мединскому с просьбой ускорить передачу музея и сделать это в кратчайшие сроки, а именно за три месяца, чтобы памятник культуры стал подарком к Пасхе.
Противники передачи храма, здесь я хочу назвать их имена – это депутаты  Максим Резник, Борис Вишневский и Алексей Ковалев (представители разных партий, кстати), справедливо заметили, что 120 предметов, имеющих культурную ценность,  из Сампсониевского собора передают уже год. В Исаакиевском – 13 тысяч (!) таких предметов.  Так же депутаты  напомнили, что храм строился за счёт госказны и церкви никогда не принадлежал, и что это памятник культуры ЮНЕСКО, а также о 20 годах совместного сотрудничества церкви и  музея  (640 проведенных в Исаакии богослужений и бесплатный вход для верующих), и попросили внести поправки к документу. Их спикер ЗС Вячеслав Макаров «не услышал» и обращение к Мединскому без поправок было принято при 42 голосах «за» и 8 «против».  
23 января вице-спикер ГД Пётр Толстой высказался по поводу Исаакия, назвав защитников храма «продолжателями дела прадедов, вышедших из-за черты оседлости в 1917 году» (эка загнул, а!), а также обозвал всех, кто собирает и ставит подписи под петициями протеста артелью напрасный труд. Интернет-петиция собрала, к слову, более 210 тысяч подписей.
28 января состоялся первый митинг противников передачи музея РПЦ, на  которую пришло от 3 до 4 тыс. человек.
7 февраля ректоры питерских вузов в количестве 22 штук, ой, то есть человек, пришли на приём к самому рьяному из представителей власти стороннику передачи Вячеславу Макарову и подписали письмо к губернатору Георгию Полтавченко с просьбой срочно, очень срочно, не мешкая ни единого дня, передать музей в введение РПЦ. Мол, прям ни спать, ни кюшать не могём, пока музей принадлежит городу, горожанам и туристам. Как до этого жили – ума не приложить…
12 февраля непосредственно на месте событий, а именно на Исаакиевской площади, столкнулись две группы. Одна, в количестве 500 человек, собранных накануне по всем городским приходам, торжественно шла вокруг музея крестным ходом. Вторая, которую первые назвали «кучкой маргиналов и провокаторов», окружила Исаакий тройным кольцом. Тройным. Кучка. В которой было около 3 тысяч человек. 3 тысячи против половины. Отношение налицо – 6 к 1. В самом Исаакии напротив алтаря выстроились несколько человек с буквами в руках, буквы складывались в слова «Музей – городу!»

12b51ce17ffd10da16d23412ba5a8801.JPG

13 февраля депутаты – защитники храма провели на том же месте встречу с депутатами Борисом Вишневским, Максимом Резником, Алексеем Ковалёвым, несмотря на то, что незадолго до этого в ЗакСе был срочно, опять же очень срочно принят закон о запрете несанкционированных встреч депутатов с избирателями.
Тем временем и до сих пор официальной заявки от Церкви в адрес Смольного так и не поступило.

Страсти накалялись, и в Кремле, наконец, поняли, что надо отреагировать. По заказу президентской администрации сделали закрытый опрос, который и показал те две трети петербуржцев, что были против передачи музея. Вчера, 17 февраля, государственные информагентства почти синхронно сообщили стране, что Владимир Путин не согласовал передачу РПЦ Исаакиевского собора. За год до главных выборов страны вступать в противодействие с петербургским обществом не стали – так комментируют аналитики эту информацию.
Радость защитников музея пока осторожна. Некоторые утверждают, что не мог Полтавченко принять такое решение без согласования свыше. Некоторые говорят, что после выборов Исаакий снова станет объектом претензий РПЦ.
Милонов, Макаров, а также представители Церкви никак не комментируют эту информацию. А тем не менее на завтра, 19 февраля, уже назначен новый крестный ход сторонников передачи музея. На этот раз с привлечением фанатов «Зенита» и общественного движения «Сорок сороков» (не буду его сокращать до аббревиатуры), которое считается силовой структурой РПЦ. Посмотрим – в силу новых обстоятельств состоится он или нет.

В завершении приведу две цитаты
Николай Буров, генеральный директор музея «Исаакиевский собор»
Эти комментарии, конечно, не несут какой-либо определенности, но могу сказать, что лед тронулся, затрещал и заскрипел. Хоть что-то происходит и хоть кто-то где-то нас услышал. Нужно сделать вдох, выдох и еще раз вдох и садиться разговаривать, а ни в коем случае не торопить ситуацию, как хочет ЗакС – «дай игрушку, дай игрушку». Собор – это не игрушка
Поэт и музыкант Максим Леонидовов, коренной петербуржец
Организованная религия – это организация, а организация, которая эксплуатирует человеческие слабости и страхи, мне неприятна. Поэтому я с уважением отношусь к любой религиозной конфессии, но организованные церковные сообщества не люблю и оставил бы Исаакиевский собор городу.

Здоровый свет