Первоначальный белокаменный собор был построен при великом князе Андрее Боголюбском в 1158—1160 годах. Уже в 1161 году собор был расписан.
Изначально на месте нынешнего белокаменного храма стояла деревянная церковь ,построенная по велению князя Владимира в 990 году. Церковь из дубового леса простояла 165 лет и погибла в пожаре 1155 года.
Постройке нового храма предшествовало чудесное явление Богородицы Андрею Боголюбскому. Именно на том месте, где во время ночлега явилась Пречистая Дева князю, он заложил первый камень в основание нового собора «в лето Князь Андрей сам у Володимери заложи церковь камяну Святою Богородиша; месяца Априля в 8 день, на день Святоаго Апостола Родиона вовторник». 8 апреля по старому стилю - 21 апреля года по новому.
Закладка г. Владимира и Успенского собора кн. Андреем Боголюбским. Миниатюра Лицевого летописного свода. Лаптевский том. 2-я пол. XVI в. (РНБ. F. IV. Л. 133)
Через два года строительство было закончено. Небывалая скорость постройки объясняется тем, что привлекались лучшие зодчие, резчики, иконописцы. Активно собиралась церковная десятина и принимались богатые дары для украшения храма.
Столь масштабное строительство было важным культурны событием для тех времен и нашло отражение в летописях и фресках. Вот как рассказывает летописец:«по добродетели его и по вере к Пресвятой Богородице, приведе ему Господь Бог изо всех земель мастеры всякие и украси ю дивно, паче иных церквей многими чюдными иконами и церковными сосуди златыми и серебряными с камением драгим и жемчугом и многими книгами и паволоки и запоны и вешьми всякими священными чюдне устроил. В ней же и чюдную икону Пречистые Богородицы постави... Даде Господу Богу и Пречистой Богородице и святой церкве Успению соборной, ся же предивну украси, много стяжания и имения и власти и слободы кухленые и зданьии и сёла лучшая и с даньми, и в торчех десятыя недели а в житех и в стадех и во всём десятое».
Храм был освящен в 1160-м году.
21 сентября 1164 г. в новоустроенный соборный храм была перенесена из Боголюбова чудотворная икона Божией Матери(Икона Владимирской Божией Матери).
После чего князь Андрей провозгласил Владимир престольным городом.
Для содержания Успенского храма и причта при нем – вел. князь дал много угодий, сел и десятую часть своих доходов и стад. В 1158 г. город Гороховец был пожалован князем Андреем Боголюбским владимирскому Успенскому храму. Доходы с Гороховца шли на его содержание. В силу этого он в то время назывался «град Пресвятой Богородицы».
Великолепный, богатый храм постоянно подвергался грабежам и пожарам в тяжелые и смутные времена. Многие славные сыны и дочери погребены в соборной усыпальнице.
Одно из самых значительных событий произошло в 1395 году, во время нашествия Тамерлана. Московский князь Василий Дмитриевич, желая одушевить себя и подкрепить своё воинство, поручил митрополиту Киприану распорядиться о принесении из Владимира в Москву чудотворной иконы Богоматери Владимирской, для принесения перед нею усердного моления о ниспослании ему помощи от Царицы Небесной.
Вел. князь Василий Дмитриевич, увидев великое заступление, явленное Российскому царству от молитвы перед чудотворной Владимирской иконой, повелел икону, как видимое знамение заступления и охраны всего Российского царства, оставить навсегда в Москве, в Успенском соборе.
Когда, по удалении Тамерлана, жители Владимира стали настоятельно просить возвращения своей святыни и, после отказа, угрожали всеобщим ропотом и неудовольствием, великий князь, разгневавшись, засадил в железо присланных из Владимира с этой просьбой, а во Владимир послал приказ силой подавить ропот. Только что вышло это распоряжение, на другой день, пришедши к утрени в Московский Успенский собор, пономарь увидел две совершенно сходные иконы Богоматери и по письму, и по внешнему украшению. Духовенство и сам великий князь были свидетелями этого чуда и, освободивши из заключения жителей Владимира, предложили им на выбор какую угодно икону (№ 22 Влад. Губ. вед. 1849 г.).
Чтобы утешить владимирцев, лишившихся главной своей святыни, великий князь повелел украсить соборный храм искусной живописью, что и было выполнено Даниилом Иконниковым и Андреем Рублёвым. Эти художники, по сказанию летописи начали расписывать храм 25 мая 1408 г. и по прежним чертам восстановили и обновили стенопись внутри всего собора, как в постройках Андрея Боголюбского, так и в притворах, пристроенных Всеволодом. Роспись Успенского собора сохранилась частично. Также были созданы иконы для его монументального трёхъярусного иконостаса, ставшего важным этапом формирования системы высокого русского иконостаса.
Из фресок Рублева в Успенском соборе наиболее значительна композиция «Страшный суд», где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества справедливости, утверждающий духовную ценность человека. Работы Рублева во Владимире свидетельствуют, что уже в это время он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи.
В настоящее время собор относится к объектам культурного наследия ЮНЕСКО.
К сожалению, время губительно для фресок. Трещины, копоть, сырость убивают бесценные шедевры, обращая творения художников в прах.
Множество фресок было безвозвратно утрачено, сохранившиеся находятся в плачевном состоянии. Бесценные лики гибнут на глазах.
Много проблем возникает при попытках реставрации шедевров Успенского собора.
Маститый искусствовед Герольд Вздорнов считает, что в гибели рублевских фресок во Владимире и Звенигороде виноваты и сами реставраторы, безответственно использовавшие на памятнике всемирного наследия недостаточно апробированные технологии: «история целого ряда памятников искусства Древней Руси показывает, что их реставрация нередко приводит к искажению первоначального облика, а иной раз и к непоправимой порче произведения… Нередко научная реставрация превращается в чисто хозяйственное предприятие, а на почве бесконтрольности развиваются нездоровые амбициозные представления, что реставратор все может и никто ему не указ. К чему приводят все эти причины, мы знаем по недавней реставрации фресок Андрея Рублева и Даниила Черного в Успенском соборе во Владимире, где после расчистки живопись начала XV века была безжалостно затонирована и навсегда потеряла подобие подлинности…, и мало кому известно, что такая же "реставрация" и теми же лицами была произведена также в Успенском соборе на Городке в подмосковном Звенигороде…» (Вздорнов Г. И. Русская Фиваида на Севере // «Наше наследие». 1990. № 14. С. 47).
Первостепенной задачей руководство храма считает сохранение всемирно известных рублевских фресок хотя бы в том виде, в каком они находятся сейчас. О полномасштабной реставрации пока речь не идет, принимаются меры для консервации росписи от разрушающего воздействия окружающей среды.
Очень хотелось бы верить, что мастерство реставраторов и современная наука позволит сохранить эту жемчужину белокаменного зодчества домонгольской Руси для потомков еще как минимум на тысячу лет.
О теле,душе и духе
В. Поленов. "Христос и грешница"
Родительский день