НА ФОРУМАХ
105
1
224
2
235
2

Бесценные лики Успенского собора

У каждого храма своя история. Успенский собор во Владимире имеет историю длиной чуть меньше тысячелетия. Более 850 лет возвышается белокаменный собор над водами реки Клязьмы.
Первоначальный белокаменный собор был построен при великом князе Андрее Боголюбском в 1158—1160 годах. Уже в 1161 году собор был расписан.


Изначально на месте нынешнего белокаменного храма стояла деревянная церковь ,построенная по велению князя Владимира в 990 году. Церковь из дубового леса простояла 165 лет и погибла в пожаре 1155 года.
Постройке нового храма предшествовало чудесное явление Богородицы Андрею Боголюбскому. Именно на том месте, где во время ночлега явилась Пречистая Дева князю, он заложил первый камень в основание нового собора  «в лето  Князь Андрей сам у Володимери заложи церковь камяну Святою Богородиша; месяца Априля в 8 день, на день Святоаго Апостола Родиона вовторник». 8 апреля по старому стилю - 21 апреля  года по новому.

Закладка г. Владимира и Успенского собора кн. Андреем Боголюбским. Миниатюра Лицевого летописного свода. Лаптевский том. 2-я пол. XVI в. (РНБ. F. IV. Л. 133)

Через два года строительство было закончено. Небывалая скорость постройки объясняется тем, что привлекались лучшие зодчие, резчики, иконописцы. Активно собиралась церковная десятина и принимались богатые дары для украшения  храма.


Столь масштабное строительство было важным культурны событием для тех времен и нашло отражение в летописях и фресках. Вот как рассказывает летописец:«по добродетели его и по вере к Пресвятой Богородице, приведе ему Господь Бог изо всех земель мастеры всякие и украси ю дивно, паче иных церквей многими чюдными иконами и церковными сосуди златыми и серебряными с камением драгим и жемчугом и многими книгами и паволоки и запоны и вешьми всякими священными чюдне устроил. В ней же и чюдную икону Пречистые Богородицы постави... Даде Господу Богу и Пречистой Богородице и святой церкве Успению соборной, ся же предивну украси, много стяжания и имения и власти и слободы кухленые и зданьии и сёла лучшая и с даньми, и в торчех десятыя недели а в житех и в стадех и во всём десятое».
Храм был освящен в 1160-м году.
21 сентября 1164 г. в новоустроенный соборный храм была перенесена из Боголюбова чудотворная икона Божией Матери(Икона Владимирской Божией Матери).

После чего князь Андрей провозгласил Владимир престольным городом.
Для содержания Успенского храма и причта при нем – вел. князь дал много угодий, сел и десятую часть своих доходов и стад. В 1158 г. город Гороховец был пожалован князем Андреем Боголюбским владимирскому Успенскому храму. Доходы с Гороховца шли на его содержание. В силу этого он в то время назывался «град Пресвятой Богородицы».

Великолепный, богатый храм постоянно подвергался грабежам и пожарам в тяжелые и смутные времена. Многие славные сыны и дочери погребены в соборной усыпальнице.
Одно из самых значительных событий произошло в 1395 году, во время нашествия Тамерлана. Московский князь Василий Дмитриевич, желая одушевить себя и подкрепить своё воинство, поручил митрополиту Киприану распорядиться о принесении из Владимира в Москву чудотворной иконы Богоматери Владимирской, для принесения перед нею усердного моления о ниспослании ему помощи от Царицы Небесной.
Вел. князь Василий Дмитриевич, увидев великое заступление, явленное Российскому царству от молитвы перед чудотворной Владимирской иконой, повелел икону, как видимое знамение заступления и охраны всего Российского царства, оставить навсегда в Москве, в Успенском соборе.
Когда, по удалении Тамерлана, жители Владимира стали настоятельно просить возвращения своей святыни и, после отказа, угрожали всеобщим ропотом и неудовольствием, великий князь, разгневавшись, засадил в железо присланных из Владимира с этой просьбой, а во Владимир послал приказ силой подавить ропот. Только что вышло это распоряжение, на другой день, пришедши к утрени в Московский Успенский собор, пономарь увидел две совершенно сходные иконы Богоматери и по письму, и по внешнему украшению. Духовенство и сам великий князь были свидетелями этого чуда и, освободивши из заключения жителей Владимира, предложили им на выбор какую угодно икону (№ 22 Влад. Губ. вед. 1849 г.).
Чтобы утешить владимирцев, лишившихся главной своей святыни, великий князь повелел украсить соборный храм искусной живописью, что и было выполнено Даниилом Иконниковым и Андреем Рублёвым. Эти художники, по сказанию летописи начали расписывать храм 25 мая 1408 г. и по прежним чертам восстановили и обновили стенопись внутри всего собора, как в постройках Андрея Боголюбского, так и в притворах, пристроенных Всеволодом. Роспись Успенского собора сохранилась частично. Также были созданы иконы для его монументального трёхъярусного иконостаса, ставшего важным этапом формирования системы высокого русского иконостаса.
Из фресок Рублева в Успенском соборе наиболее значительна композиция «Страшный суд», где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества справедливости, утверждающий духовную ценность человека. Работы Рублева во Владимире свидетельствуют, что уже в это время он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи.



В настоящее время собор относится к объектам культурного наследия ЮНЕСКО.

К сожалению, время губительно для фресок. Трещины, копоть, сырость убивают бесценные шедевры, обращая творения художников в прах.
Множество фресок было безвозвратно утрачено, сохранившиеся находятся в плачевном состоянии. Бесценные лики гибнут на глазах.
Много проблем возникает при попытках реставрации шедевров Успенского собора.
Маститый искусствовед Герольд Вздорнов считает, что в гибели рублевских фресок во Владимире и Звенигороде виноваты и сами реставраторы, безответственно использовавшие на памятнике всемирного наследия недостаточно апробированные технологии: «история целого ряда памятников искусства Древней Руси показывает, что их реставрация нередко приводит к искажению первоначального облика, а иной раз и к непоправимой порче произведения… Нередко научная реставрация превращается в чисто хозяйственное предприятие, а на почве бесконтрольности развиваются нездоровые амбициозные представления, что реставратор все может и никто ему не указ. К чему приводят все эти причины, мы знаем по недавней реставрации фресок Андрея Рублева и Даниила Черного в Успенском соборе во Владимире, где после расчистки живопись начала XV века была безжалостно затонирована и навсегда потеряла подобие подлинности…, и мало кому известно, что такая же "реставрация" и теми же лицами была произведена также в Успенском соборе на Городке в подмосковном Звенигороде…» (Вздорнов Г. И. Русская Фиваида на Севере // «Наше наследие». 1990. № 14. С. 47).

Первостепенной задачей руководство храма считает сохранение всемирно известных рублевских фресок хотя бы в том виде, в каком они находятся сейчас. О полномасштабной реставрации пока речь не идет, принимаются меры для консервации росписи от разрушающего воздействия окружающей среды.
Очень хотелось бы верить, что мастерство реставраторов и современная наука позволит сохранить эту жемчужину белокаменного зодчества домонгольской Руси для потомков еще как минимум на тысячу лет.

О теле,душе и духе

В. Поленов. "Христос и грешница"

Родительский день

Здоровый свет