Недавно здесь на форуме меня попросили написать про тринадцатилетних подростков. Как и обещала, пишу. Однако хочу сразу оговориться: развитие у всех идет не равномерно и не одинаково, поэтому то, что описано здесь, может относиться как к 12, так и к 14-тилетним (хотя второе маловероятно). Важно помнить, что все это характеризует детей младшего подросткового возраста от 11 до 14 лет и относиться к этому соответственно.
Тринадцать лет - это начало подросткового возраста, не самое начало, но еще даже не середина и уж точно не завершение. Подростковый возраст сочетает в себе одновременно несколько важных процессов. В этот период человек из ребенка становится взрослым: происходят гормональные и физиологические изменения, меняется тип отношений с другими, происходит постепенный переход к новому социальному статусу - к статусу взрослого.
На физиологическом уровне происходят гормональные изменения, быстрый рост организма. Это требует перестройки образа тела и образа себя, что часто проходит непросто. Мальчики и девочки становятся очень критичны к своей внешности. Они хотят быть похожи на своих кумиров, а похожи пока на гадких утят, которые еще не до конца превратились в лебедей. На фоне гормонов возможны резкие смены настроения. А кроме того многое меняется в работе мозга:
- Сокращается период активности доминирующего центра коры головного мозга, что влияет на концентрацию внимания
- Увеличивается латентный период рефлекторных реакций и соответственно замедляется реакция. Очень важно дать подростку время подумать над ответом, да и просто дать немного больше времени на реакцию.
- Подкорковые процессы выходят из-под контроля коры головного мозга. Подростки становятся практически не способны контролировать проявления эмоций как положительных, так и отрицательных.
- Ослабляется деятельность второй сигнальной системы. Речь может становиться краткой, стереотипной, замедленной.
- Происходит перестройка памяти. Активно развивается логическая память, в то время как развитие механической замедляется. Происходит постепенный переход на использование логической, опосредованной памяти.
- Меняется отношение между памятью и мышлением. Мышление начинает определяться памятью. Память становится основой мышления.
- Мышление становится теоретическим, понятийным, так как подросток потихоньку усваивает понятия и учится пользоваться ими.
- Возникает повышенная чувствительность к мнению окружающих. Это может касаться вопросов внешности, знаний, способностей и напрямую связано с развитием самосознания.
- Появляющееся в поведении бунтарство служит психологическому отделению от родителей и поиску себя и своего места.
- Может появиться склонность к риску. Это происходит от того, что подросткам начинает казаться, что им уже все по плечу.
- У подростков довольно низкая устойчивость к стрессам, что приводит к эмоциональным перегрузкам и необдуманному поведению.
Ну и последнее, что я хочу сказать: как бы не вели себя подростки, очень важно помнить, что они все еще отчасти дети и очень нуждаются в тепле, заботе и принятии, даже если не подают вида или даже отказываются от всего вышеперечисленного. Любите своих подростков, хотя, это бывает непросто.
Кризис трех лет
Кризис 7-ми лет
Правила отношений с детьми