«А ты знаешь, наша Маша в 2,5 года уже знает весь алфавит». «А моему Саше еще и 4 нет, а он уже вовсю складывает и вычитает». «А мой Иван в свои 5 с половиной уже говорит на английском. Представляешь?» А если добавить сюда еще посещение каждым из детей 18 кружков с младенческого возраста и заменить имена на Софию, Егора и Марка, то картина станет еще более реалистичной. Сегодня хочу поговорить о раннем развитии. О негативных аспектах.
Методики попали в нашу страну в начале 90-х. С тех пор интерес к ним только возрастает. Раньше считалось нормальным прийти в школу, не умея ни считать, ни писать. Сейчас же возникает ощущение, что если условный Петя семи лет придет настолько неподготовленным в первый класс, то рискует встретить легкое недоумение не только в глазах Марии Ивановны, но и у половины одноклассников.
Одним из недостатков становится перегруженность ребенка с самого раннего детства. Его пичкают громадными объемами информации. Его психика нередко просто не готова к такому отношению. Если вдуматься, никто не найдет ни одного рационального объяснения, зачем Мишеньке считать до 100 в 2 года. Получается, что ребенка часто просто лишают детства, дабы удовлетворить свои родительские амбиции.
Поэтому нередко можно встретить отношение некоторых мам к своему ребенку, как к проекту. У самой стать кем хотелось не вышло (или вышло, но не до конца), и вот вся ее энергия направляется на бедное чадо, которое бы и радо спросить: «А я при чем тут?». Да не знает ребенок о существовании такого вопроса. Или догадывается, но воспитывается в условиях, что мама плохого не посоветует. Иногда все заканчивается печально. Перегруженность. Нервные срывы. Болезни. Ненависть к маме после всего произошедшего.
Есть еще и другой аспект истории. А судьи кто? В нашем случае - учителя. Беда в том, что в растущих, как грибы, центрах раннего развития, учителями часто являются люди недостаточной квалификации. Как учить не знают, но учат. Это не исключает того, что у ребенка даже с недостаточно хорошим учителем могут быть результаты. Но какой ценой?! Однако, чаще, конечно, ни результатов, ни денег, вложенных в это.
Можно конечно было бы уличить меня в пессимизме, незнании современных реалий и критиканстве. Но сразу хочу сказать, что в следующем посте я буду говорить о позитивных аспектах. Ведь у любой медали есть 2 стороны. Просто о вышесказанном часто забывают…
Методики раннего развития
О раннем развитии детей
Две сестры