НА ФОРУМАХ
88
1
196
2
312
2

Обучение или дрессировка?

bd48ed73cfcfe477baa025257ddbce5d.jpg

Учеба в школе занимает 10 лет, потом еще и университет, а многие на этом не останавливаясь учатся и дальше. При этом много обсуждается тема экзаменов и вообще методов обучения. На мой взгляд все эти подходы можно условно разделить на две категории: собственно обучение и дрессировка, натаскивание на сдачу экзаменов.

Я как сторонник золотой середины считаю, что порой и дрессировка тоже нужна, особенно, когда речь идет о каком-то специфическом виде зачета или деятельности. Так, например, когда я сдавала известный экзамен по английскому языку IELTS я занималась в частности именно таким вот натаскиванием, я делала типовые задания, и учила необходимые конструкции не только предложений, но и текстов. Конечно, параллельно я учила новые слова и тренировалась в употреблении времен, но тем не менее.

То же самое касается и любой другой учебы, как мне кажется, ведь очень часто понять что-то недостаточно, необходимо натренироваться, как минимум для того, чтобы ускорить процесс мышления, не выводя каждый раз заново простейшие знания или не пересчитывая сложением, сколько будет 8x9.

И если про дрессировку все более менее понятно и даже будучи ее противником вполне можно найти случаи, когда без нее вроде как не обойтись, то с подлинным обучением все сложнее. Иногда кажется проще заменить его отработанными ответами на вопросы, ведь в это самое обучение входит и умение думать, и мотивация, и инициатива ученика, и возможность его несогласия с педагогом и прочие неудобные вещи.

Надо сказать, в моей практике работы в монтессори школе были примеры, подтверждающие оба утверждения: были те, кого, казалось, можно только дрессировкой чему-то научить, а были и те, с кем отлично работали всевозможные методы, поощряющие свободное экспериментирование и рассуждения. Поэтому я, увы, только теоретически представляю себе такую вот идеальную картинку свободного образования, как, например, Саммерхилл. Однако я не оставляю надежд в этом разобраться.

Конечно, кроме собственно учебной ситуации есть много чего еще и, если, например, дома принята тоталитарная система воспитания, то и в школе ребенку проще будет оказаться в таких же условиях. Такого ребенка, наоборот могут напугать чрезмерно свободные условия.
А вы как смотрите на свободу и натаскивание при обучении?


Почитать еще:
Образование без компьютеров
Педагогика Селестана Френе
Кнут или пряник?

Здоровый свет