НА ФОРУМАХ
163
2
101
3
88
2

Кризис трех лет

c7c1b93cffbbf52c1750281cf61aa327.jpg

Развитие человека происходит неравномерно, в нем чередуются этапы накопления с моментами качественных скачков, часто сопровождаемых кризисами. Психологи выделяют 5 основных кризисов развития: кризис новорожденности, кризис одного года, кризис трех лет, кризис семи лет и конечно подростковый кризис. Кризис возникает тогда, когда ребенок дорос до чего-то нового, а окружение еще не перестроилось.

Кризис трех лет один из наиболее ярких и непростых для родителей, его можно сравнить с подростковым возрастом по яркости протекания, а также по тем задачам, которые решает ребенок. Задачи это - сепарация от родителей и выстраивание новых социальных отношений.

Причины
Говоря о кризисе трех лет, надо упомянуть, что он вовсе не обязательно наступает ровно в три года, он может начаться примерно с 2 и до 3,5 лет, все зависит от особенностей ребенка и условий его жизни.

Так какова же задача малыша в этом кризисе? Это момент, когда ребенок отстаивает свою самостоятельность. Он многое может делать сам и хочет делать это сам. В этот же период ребенок осознает свою отдельность от родителя и пытается найти баланс между самостоятельностью и удовлетворением собственных желаний и своей же собственной потребностью соответствовать ожиданиям взрослых. Коротко говоря, личностные изменения ребенка приводят к необходимости изменения отношений со взрослым. И именно этим определяются те основные проявления, которые свойственны этому кризису.

Проявления
Каковы же симптомы кризиса 3 лет?

Негативизм - не путать с простым непослушанием. Непослушание это когда вечером вы говорите своему чаду, пора убирать игрушки и мыться, а он продолжает играть, как ни в чем не бывало или когда за столом он отказывается есть суп, но требует конфету. Негативизм же, это когда вы предлагаете ему пойти гулять или надеть любимую кофту, а он отказывается просто потому, что не он сам это предложил.

Упрямство - не то же самое, что упорство. Упорство оно в достижении цели, упрямство же, когда уже и сам не хочу или устал, но буду требовать и настаивать на своем во что бы то ни стало.

Строптивость и своеволие - можно описать как общую резкость и неповиновение, желание все переделать на свой лад, бунт не против взрослого, но против норм воспитания и общества в целом. При этом он же еще и всем недоволен.

Протест. Ребенок как бы сам превратился в сплошной протест. Все его поведение таково, как будто он воюет со всем миром и кругом враги.

Обесценивание проявляется в том, что ребенок начинает говорить что-то вроде «дурацкая мама» и также негативно оценивать игрушки, вещи, занятия, которые предложены взрослым.

Деспотизм (или ревность) один ребенок в семье склонен к деспотизму, он как бы пытается стать главным в семье, требует, чтобы все было так и только так, как нравится ему. Если же детей двое или больше, очень сильно обостряется ревность к братьям и сестрам, начинается отчаянная борьба за внимание родителей.

Что делать?
Описав все «ужасы» трехлетнего кризиса, постараюсь дать несколько советов родителям, чьи дети уже вошли в этот славный возраст или только стоят на его пороге. Во-первых, родителям очень важно помнить, что то, что делает их ребенок это не его злой умысел или мерзкий характер (хотя порой им будет так казаться), а  необходимый этап развития и цель его перестройка отношений ребенок-взрослый и получение большей свободы и независимости, а значит именно это и должны сделать родители.
Итак,
  1. Научите ребенка распознавать и выражать словами (а не кулаками, плевками или слезами) свои эмоции. Для этого называйте их сами. Увидели, что ребенок топает ногами, бросает игрушки и так далее, вместо того, чтобы ругать его скажите «похоже ты очень сердит». Ведь ребенок еще не знает названия для того, что с ним происходит.
  2. Также предложите дать выход эмоции безопасным способом, например, ударить подушку или порвать бумагу.
  3. Говорите о своих эмоциях открыто, но не обвиняя, а сообщая о них. Например, вместо «ты меня очень расстроил» скажите «я очень расстроена»
  4. Отделяйте самого ребенка от его поведения «я люблю тебя, но то, что ты делаешь мне не нравится/недопустимо и тп»
  5. Не предлагайте ребенку только один вариант, лучше спросите «ты наденешь эту шапку или эту?», тогда у ребенка будет возможность сделать так, как он хочет, а у вас будет гарантия, что он не решит идти вообще без шапки. Хотя и это возможно и тут необходимо проявить твердость и сказать, например, что без шапки мы вообще никуда не идем.
  6. Если ребенок делает что-то, что вы считаете делать нельзя, постарайтесь не дать ему этого сделать, если понадобится, удерживая его физически. Например, нельзя драться, поэтому, если ребенок замахивается на вас рукой, руку эту надо остановить и не дать ему вас ударить.
  7. Старайтесь формулировать запреты не через «нельзя», а через «у нас в семье так себя не ведут» или через «не нужно так делать»
  8. Ну и наконец внимательно наблюдайте за своим ребенком и по возможности расширяйте границы его самостоятельности, доверяя ему все больше и больше делать самому, не отказывая при этом в помощи, если он о ней попросит.
Почитать еще:
Кризис 7-ми лет

"Трудные дети" - дети, которым трудно

Здоровый свет