В психологии кроме наиболее всем известного кризиса 3-х лет или кризиса «Я сам!» и не менее известного широкой общественности подросткового кризиса, есть еще несколько, а именно кризис 1-го года и кризис 7-ми лет. Вот про этот последний я и хочу рассказать сегодня.
Итак, кризис 7-лет это первый социальный кризис, кризис вхождения в общество, получения новой роли - роли ученика, кризис реорганизации жизни и смены ведущей деятельности. Этот кризис хоть и привязан к определенному возрасту, но началом его можно считать начало систематического школьного обучения, момент, когда ребенок идет в школу.
Уже в старшем дошкольном возрасте ребенок начинает стремиться выйти за рамки своей семьи и участвовать в жизни общества. И школа становится доступной и закономерной реализацией этого стремления.
Что же происходит с ребенком в этом возрасте?
- Меняется его восприятие себя, он начинает более адекватно оценивать свои способности и возможности. Ребенок уже может оценить, что кто-то рисует или пишет лучше него, а кто-то хуже, соответственно меняется самооценка. Если для младшего дошкольника нормально оценивать себя, как «самого умного», «самого красивого» и так далее, то старший дошкольник и младший школьник обычно ставят себя куда-то на середину шкалы проявленности качества (хорошо если немного ближе к отметке «самый»).
- Кроме того появляется произвольность в поведении, то есть, вместо детской импульсивности и сиюминутности, формируется умение подождать, делать то, что надо сейчас, а не то, что хочется, умение концентрироваться на том, что не слишком интересно. Это очень важно в учебной деятельности, где невозможно идти только за интересом и где необходима некоторая доля этой самой произвольности.
- Исчезает детская непосредственность, а на ее место приходят кривляния, которые могут сильно раздражать взрослого. Может показаться, что ребенок все делает чрезмерно, напоказ: плачет, смеется, умничает и так далее. На самом же деле ребенок просто осваивает контроль за своими эмоциями и способы их выражения или невыражения.
- Постепенно появляется самоконтроль, что напрямую связано с развитием произвольности. Теперь ребенок многое может делать потому что он так решил, а не потому что им завладели эмоции. Конечно, это только начало процесса и далеко не все взрослые развили самоконтроль в достаточной степени, тем не менее, начало закладывается именно в этот период.
- Ребенок начинает более критично оценивать взрослых, что тоже может раздражать. Родитель перестает быть единственным авторитетом, теперь на его место приходит учитель, а потом и среди учителей он начинает выделять лучших.
- Ну и неизбежно с увеличением нагрузки повышается тревожность и чувствительность к оценке. Выходя из семьи ребенок перестает быть единственным и любимым, а значит ему приходится завоевывать себе место в сердцах людей, которых он встречает. Уже нет той безусловной любви, теперь, чтобы тебя ценили, надо что-то делать.
Что делать родителям?
Вот несколько рекомендаций, которые помогут вам и ребенку спокойнее пройти через этот не первый уже кризис развития.
- Помните, кризисы неизбежны. Это не капризы и вредность, это не назло вам, это просто такая вот перестройка внутренней и внешней жизни вашего чада. Это понимание даст немного больше терпения.
- Старайтесь поощрять самостоятельность ребенка и его самопознание, ведь это главная задача этого возраста: узнать, кто я такой и встроиться в новую ситуацию - обучение.
- Помогайте наладить отношения со сверстниками.
- Привлекайте ребенка к своим взрослым разговорам, учите его думать и рассуждать на разные не только детские темы.
- Будьте рядом и поддержите в ситуации неудачи, это научит его самостоятельно переживать неудачи и разочарования.
- Помните, вы все еще являетесь для вашего ребенка примером взрослого поведения, может быть, сейчас это даже важнее, чем раньше, ведь ребенок уже оценивает вас немного более критически.
Подготовка к школе
Первый раз в первый класс! Адаптация к школе
Детская тревожность