НА ФОРУМАХ
41
59
140
1

Как беседовать с детьми о Чернобыле

Всякое крупное историческое событие, каким, безусловно, является авария на Чернобыльской АЭС, нужно обсуждать с детьми, тем более накануне памятных дат. Однако надо учитывать, что, чернобыльская катастрофа, в отличие от большинства других событий (например, блокады Ленинграда), абсолютная трагедия: с ней не связан мотив победы, преодоления несчастья. Детское сознание просто не в силах этого принять. Кроме того, окончательных выводов относительно причин аварии, а также её последствий так и не сделано. Поэтому беседа о Чернобыле для детей должна отвечать нескольким важным условиям.

1. Чем меньше дети, тем меньше подробностей.

Например, в начальной школе классный час о Чернобыле можно построить по такому плану. Сначала можно рассказать о радиации в самых общих чертах: что это такое, что значит естественный уровень радиации, как атом служит человеку (в частности, для лечения рака). Можно принести счётчик Гейгера и продемонстрировать его работу. Потом перейти к рассказу об опасности радиации, опять же без подробностей: достаточно сообщить, что от большой дозы радиоактивного облучения люди умирают.

Затем необходимо рассказать об атомных электростанциях, сделав акцент на обеспечении их безопасности. После этого без всяких технических подробностей и без изложения версий взрыва  на Чернобыльской АЭС сообщить о самом факте аварии.

Основную часть беседы о Чернобыле с младшими школьниками должен составлять рассказ о подвиге пожарных при ликвидации аварии на ЧАЭС. Обязательно надо упомянуть, что учёные придумали надёжную защиту для взорвавшегося энергоблока и закрыли его специальным прочным и толстым куполом. Из последствий аварии достаточно указать на зону отчуждения, где жить смертельно опасно, из-за чего навсегда опустел совсем молодой город Припять.

Примерный зрительный ряд: Чернобыльская АЭС до взрыва и после, город Припять (школьный двор и парк аттракционов), фотографии пожарных.

Категорически нельзя рассказывать ученикам начальных классов об опасности АЭС, особенно если они сами проживают недалеко от атомной электростанции.  Ни в коем случае не надо упоминать о рождении детей с уродствами и  демонстрировать устрашающие фотографии.  Также следует избегать терминов и цифр, кроме самых общих.

                                                                                                 7bf5dbc84d6c7db4e808bdf0604490bb.jpg

2. Чем старше дети, тем больше они должны делать сами.

Так, ученики 5-6 класса могут при помощи родителей найти фотографии для беседы о Чернобыльской трагедии, а  в 7-8 классе им уже по силам составить небольшую презентацию о Чернобыле. Старшеклассникам можно поручить монтаж видеофильма.

В целом разговаривать о Чернобыле с учениками 5-8 классов можно по той же схеме, что и в начальной школе, но с увеличением числа деталей, касающихся последствий аварии и их ликвидации. Например, более подробного рассказа заслуживает то, что западает в память благодаря яркости и неожиданности информации: радиоактивные облака, вывоз и уничтожение грунта и растительности, массовая эвакуация и т.п.

По-прежнему не надо обсуждать вопрос об опасности АЭС и о взаимосвязи Чернобыльской катастрофы с генетическими отклонениями.

                                                                                                   28fa8ac8b77d3110c4edd95bbfbc73b3.jpg

3. Чем старше дети, тем больше острых вопросов.


В старшей школе мероприятия по Чернобылю целесообразно провести в форме дискуссии или конференции. В их рамках учащиеся 9-11 классов могут подготовить доклад об устройстве энергоблока, обсудить возможные причины аварии, правомерность действий персонала и руководства всех уровней, последствия аварии для атомной энергетики и другие спорные и противоречивые моменты, связанные с Чернобылем.  

Интересно будет построить дискуссию, отталкиваясь от игры S.T.A.L.K.E.R. Если есть возможность, необходимо пригласить участника ликвидации аварии на ЧАЭС, очевидца эвакуации, выслушать рассказы представителей старшего поколения о том, как они узнали об аварии, прочитать отрывки из газетных публикаций того времени.

Главный вывод, к которому следует привести старших школьников в процессе обсуждения, - ценность человеческой жизни, цена подвига и его значение в обществе.

                                                                                                      00d013d3dbe74c55e8516ed02c907ca5.jpg




Также читайте на сайте:
Чернобыль. Мина замедленного действия

"Земля забвения". Фильм о катастрофе на ЧАЭС

Мутанты Чернобыля

Здоровый свет