НА ФОРУМАХ
49
161
1
175
1

Игры нашего двора 2

Продолжая тему дворовых игр Игры нашего двора, вспоминается сама атмосфера тех лет, тех дворов. Когда все друг друга знали, потому что не только жили в одном доме, но и  многие работали на одном предприятии, а дети ходили в одну и ту же школу, что была буквально через двор от нашего двора, а школьный стадион так вообще углом выходил на торец дома. Там была дырка в заборе. Но туда ходили не часто, хватало нам и своего большого двора. И все были наровне, ходили примерно в одном и том же, ели примерно одно и то же. Было ли это плохо или хорошо, не знаю. Нам было хорошо, на то оно и детство.

ca04082f099da1434a54f0ee8b54d15b.jpg

Оглядываясь сегодня на те игры и то времяпрепровождение, с высоты прожитых лет и педагогического опыта могу сказать, что это вроде бы не особо наполненное смыслом занятие на самом деле имело большое значение. Прежде всего, конечно, это была чисто физическая активность, да еще на свежем воздухе. Не особо ограниченная во времени. Гулять (и, соответственно, играть) выходить во двор принято было в любое свободное время, а его у нас было много.

Игра как на ладони показывала ху из ху – кто любит «похлыздить», кто старается всегда быть либо сам вОдой, либо назначать вОду, кто хитрит и выкручивается, кто прет напролом, а кто умеет выбрать стратегию. В играх мы социализировались, потому что надо было уметь соблюдать определенные правила, и соблюдать их честно, не мухлюя. Игра давала нам опыт налаживания коммуникативных связей – ведь необходимо было договариваться друг с другом в процессе игры, учиться играть в команде, разруливать конфликты, мириться. Игра воспитывала силу воли. Я даже писала дипломную работу на тему «Подвижные игры и сила воли» по окончании 3-летнего курса дошкольной вальдорфской педагогики (к сожалению, оригинал работы со временем был мною утерян, может, на дошкольном семинаре в Москве и хранится где-нибудь в архиве, не знаю). Игра пробуждала фантазию, потому что, войдя в обиход, тут же обрастала новыми считалочками, забавными прибаутками, правилами и прочим, как бы сейчас сказали, оригинальным контентом.
Вот пример такой доморощенной игры с тем самым столом для пинг-понга, который я не зря упомянула в первой части. Может, где-то в такую же играли или похожую, но я всегда была почему-то уверена, что это местный дворовой эксклюзив. Когда стол не занимали взрослые парни, мы, выбрав считалочкой вОду и отправив его под стол, залезали на стол с ногами. Игра так и называлась «На столе и под столом». Сидевший под столом должен был неожиданно выскочить из-под него и задеть рукой кого-нибудь на столе. Которые, ессессно, старались отпрыгнуть. Бывало, падали со стола. Или набивали шишку на лбу, выскакивая из-под него. Но игра оставалась популярной.

Вот такая еще игра – это уже не наш креатив – называлась «чики-стоп». Удачно совмещала физическое действо и познавательную функцию. Народу, сидящему на скамейке, вОда загадывал слово. Чем старше мы становились, тем интереснее и заковыристее становились слова. Например - название фильма, первая буква «…», последняя «…». Если сразу отгадать не могли, то водящий называл вторую букву этого слова, но при этом делал огромный шаг вперед. Для чего это было надо? А для того, чтобы быстро убежать, когда угадавший слово выкрикнет не только его, но и слово «чики-стоп». Тогда надо было остановиться и ждать, когда этот догадливый, на глазок определив расстояние и рассчитав его в разных вариантах шагов (там были гигантские, обычные, обезьяньи, лилипутские, еще какие-то, которых я не помню), доберется до водящего. Угадал расстояние, меняются местами. Не угадал (перешел или не дошел) – играют прежним составом.

Из того, что помню, и во что играли часто – Платочек. Игра незатейливая, но почему-то играть в нее могли подолгу. Кстати, это старинная русская игра, которая дошла до нашего времени практически без изменений. Игроки становятся в круг. Водящий ходит тихонько у них за спинами, по внешней стороне круга, держа в руках некий предмет – платочек в старинном варианте, камешек или что-то, что удобно подбросить в нашем варианте. И незаметно подкладывает этот предмет кому-нибудь под ноги. Обнаружив «подклад», игрок бежит вдоль круга, но в другом направлении, чем водящий. Оба стараются скорей занять свободное в кругу место. Оставшийся без места водит.

Скакалка кроме обычных прыгалок по очереди под счет (выигрывал тот, кто дольше пропрыгает) использовалась для игры «Рыбаки и рыбки». Сложенную вдвое скакалку водящий брал за ручки и на корточках, а лучше в наклоне крутил вокруг себя, вроде как очерчивая круг. Стоящие в кругу игроки подпрыгивали, чтобы скакалка не попала по ногам. Задели – бери скакалку и води.

Пы. Сы. Я узнала, почему игра называлась Штандер. Оказывается, она была еще в 30-ые годы завезена из Германии. Это была там  тогда, и сейчас еще есть очень популярная игра с мячом. Stainder по-немецки «стойка».

Как игрушки могут развить комплексы

Куда делись дворовые игры?

Дети и гаджеты

Здоровый свет