1. Чем меньше дети, тем меньше подробностей.
Например, в начальной школе классный час о Чернобыле можно построить по такому плану. Сначала можно рассказать о радиации в самых общих чертах: что это такое, что значит естественный уровень радиации, как атом служит человеку (в частности, для лечения рака). Можно принести счётчик Гейгера и продемонстрировать его работу. Потом перейти к рассказу об опасности радиации, опять же без подробностей: достаточно сообщить, что от большой дозы радиоактивного облучения люди умирают.
Затем необходимо рассказать об атомных электростанциях, сделав акцент на обеспечении их безопасности. После этого без всяких технических подробностей и без изложения версий взрыва на Чернобыльской АЭС сообщить о самом факте аварии.
Основную часть беседы о Чернобыле с младшими школьниками должен составлять рассказ о подвиге пожарных при ликвидации аварии на ЧАЭС. Обязательно надо упомянуть, что учёные придумали надёжную защиту для взорвавшегося энергоблока и закрыли его специальным прочным и толстым куполом. Из последствий аварии достаточно указать на зону отчуждения, где жить смертельно опасно, из-за чего навсегда опустел совсем молодой город Припять.
Примерный зрительный ряд: Чернобыльская АЭС до взрыва и после, город Припять (школьный двор и парк аттракционов), фотографии пожарных.
Категорически нельзя рассказывать ученикам начальных классов об опасности АЭС, особенно если они сами проживают недалеко от атомной электростанции. Ни в коем случае не надо упоминать о рождении детей с уродствами и демонстрировать устрашающие фотографии. Также следует избегать терминов и цифр, кроме самых общих.
2. Чем старше дети, тем больше они должны делать сами.
Так, ученики 5-6 класса могут при помощи родителей найти фотографии для беседы о Чернобыльской трагедии, а в 7-8 классе им уже по силам составить небольшую презентацию о Чернобыле. Старшеклассникам можно поручить монтаж видеофильма.
В целом разговаривать о Чернобыле с учениками 5-8 классов можно по той же схеме, что и в начальной школе, но с увеличением числа деталей, касающихся последствий аварии и их ликвидации. Например, более подробного рассказа заслуживает то, что западает в память благодаря яркости и неожиданности информации: радиоактивные облака, вывоз и уничтожение грунта и растительности, массовая эвакуация и т.п.
По-прежнему не надо обсуждать вопрос об опасности АЭС и о взаимосвязи Чернобыльской катастрофы с генетическими отклонениями.
3. Чем старше дети, тем больше острых вопросов.
В старшей школе мероприятия по Чернобылю целесообразно провести в форме дискуссии или конференции. В их рамках учащиеся 9-11 классов могут подготовить доклад об устройстве энергоблока, обсудить возможные причины аварии, правомерность действий персонала и руководства всех уровней, последствия аварии для атомной энергетики и другие спорные и противоречивые моменты, связанные с Чернобылем.
Интересно будет построить дискуссию, отталкиваясь от игры S.T.A.L.K.E.R. Если есть возможность, необходимо пригласить участника ликвидации аварии на ЧАЭС, очевидца эвакуации, выслушать рассказы представителей старшего поколения о том, как они узнали об аварии, прочитать отрывки из газетных публикаций того времени.
Главный вывод, к которому следует привести старших школьников в процессе обсуждения, - ценность человеческой жизни, цена подвига и его значение в обществе.
Также читайте на сайте:
Чернобыль. Мина замедленного действия
"Земля забвения". Фильм о катастрофе на ЧАЭС
Мутанты Чернобыля