НА ФОРУМАХ
75
157
1
116
1

Дислексия

7471b6b00bc187bd195d29ba0a50211b.jpg
Дислексия - это избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению. Ученые считают, что дислексия возникает из-за врожденных аномалий развития ЦНС, в этом случае навык чтения изначально формируется искаженно. Но она также может быть и приобретенной, в этом случае правильно сформированный навык может быть потерян или сильно искажен. Это может случиться в результате воздействия социально-психологических факторов, к которым можно отнести педагогическую запущенность, недостаточность речевых контактов, синдром госпитализма и тп.
Нарушение навыка чтения проявляется в замедленном темпе чтения, а также большом числе разнообразных ошибок. Среди них можно выделить несколько групп:
  • смешение и замена букв, которые обозначают фонетически близкие звуки;
  • замена сходных графически букв;
  • перестановка, пропуски/добавления слогов и букв, то есть искажение звуко-слоговой структуры;
  • проблемы с пониманием прочитанного слова, предложения, текста в условиях отсутствия нарушений в технике чтения;
  • аграмматизмы, зеркальное чтение.
Так что если у вашего ребенка возникают серьезные сложности с овладением навыками чтения и письма, а вы уже перепробовали все педагогические приемы, стоит задуматься, нет ли тут проблемы более серьезной чем лень и нежелание учиться.
Вот некоторые признаки дислексии, на которые может обратить внимание родитель:
1 Ребенок часто трет глаза, немного косит;
2 Держит книгу близко к глазам, может прикрывать или вообще закрывать один глаз при чтении;
3 Очень быстро устает;
4 Под любым предлогом пытается избежать выполнения домашней работы и чтения;
5 Может читать книгу, повернув голову так, чтобы один глаз в чтении не участвовал;
6 Когда читает, пропускает отдельные слова или не замечает отдельные места в тексте;
7 При чтении  или после него жалуется на сильную головную боль;
8 Ребенок с трудом запоминает, идентифицирует и воспроизводит основные геометрические фигуры;
9 В раннем возрасте пишет слова задом наперед;
10 Очень плохо читает (его чтение не соответствует ожидаемому в таком возрасте);
11 Почерк у ребенка очень плохой, слова наползают друг на друга.

Конечно, чем раньше вы выявите проблему, тем меньше проблем она доставит в школе. Однако не стоит путать дислексию с проблемами со зрениям. В общем не занимайтесь самолечением, а доверьтесь специалистам.

Выделяют несколько типов дислексии:
  1. Оптическая дислексия - дети не могут с точностью воспринять графическое изображение и воспроизвести зрительный ряд, вследствие чего у них возникают сложности с усвоением букв. Они путают буквы, имеющие графическое сходство, и не могут различить их по оптическим признакам. Такие дети оказываются неспособными к зрительному синтезу и анализу.
  2. Фонематическая дислексия - дети испытывают трудности с различением звуков на слух и при их произнесении и фонематическим анализом. В первом случае это выражается в том, что ребенок путает звуки сходил по звучанию или произношению, чтением по буквам, пропусками согласных, когда их несколько, перестановкой звуков и слогов.
  3. Аграмматическая дислексия - эта форма часто встречается у детей с общими нарушениями речи. Дети с таким расстройством в процессе чтения изменяют падежные окончания и числа существительных, неправильно согласовывают прилагательные и существительные в роде, падеже, числе, изменяют родовые окончания местоимений, формы, виды и времена глаголов.
  4. Семантическая дислексия - этот вид расстройства характеризуется проблемами с пониманием фактического содержания и смысла текста, хотя технически школьник текст читает правильно.
  5. Мнестическая дислексия - это нарушение обусловлено проблемами со слухоречевой памятью, в результате которых ребенок испытывает трудности с образованием связи между зрительным образом буквы и звуком. Школьник не может запомнить буквы, заменяет их при чтении на другие, путает.
  6. Тактильная дислексия - расстройство данного вида характерно для слепых, так как при чтении они пользуются не зрением а тактильными ощущениями. Однако исследования демонстрируют, что у слепых детей дислексия по своим механизмам нисколько не отличается от речевых нарушений, возникающих у зрячих детей. При тактильном расстройстве основная проблема – нарушение узнавания букв письма по Брайлю.
Лечение - это фактически обучение ребенка разным способам все-таки начат различать звуки и буквы, которые он не различает, но в большинстве случаев проблема остается навсегда, удается только найти компенсаторные способы, но очень часто требуемый уровень грамотности так и не бывает достигнут.

ced367fa62a57d4d2b5353918f83a901.jpg
Собираемся в школу

Раннее развитие: за и против

Как помочь ребенку стать взрослым

Здоровый свет