Источник: BFM
О необходимости изменения исчисления налога говорили лет двадцать. Сторонники приводили примеры, когда весьма богатый дядя имеет, скажем, 600-метровую квартиру в центре, за которую платит сущие копейки налога, причем – очень не намного больше, чем обладатель хрущобы по-соседству.
Правда, и теперь, когда базой становится кадастровая стоимость, обладателям «хрущоб» будет не сладко – первый опыт показывает, что оценивается средняя стоимость жилья в определенной зоне. То есть, налог на убогую двушку вырастет просто потому, что рядом стоят дома элитного класса.
Противники резких движений в исчислении налога говорили, что жестоко будет резко повышать налог для, скажем, вдовы какого-нибудь известного ученого, который в свое время получил квартиру в престижном месте за заслуги перед отечеством.
По новым правилам пенсионеры — собственники недвижимости получают право не платить налог на имущество (за одну квартиру). Для этого им надо будет подать заявление в ФНС.
Предвидя недовольство жителей, власти будут вводить налог поэтапно, повышая его равными долями пять лет до нового уровня. На радио «Бизнес ФМ» генеральный директор Berkshire Advisory Group Ирина Вишневская привела пример того, что ожидается в 2020 году, когда налог планируется взимать целиком. По ее словам налог на трехкомнатную «сталинку» площадью 71 квадратный метр возле метро «Фрунзенская» в итоге составит 46 тысяч рублей, и это с учетом вычета на 20 квадратных метров, который распространяется на каждый объект. В этом году за такую квартиру нужно будет заплатить 9 200.
Против налогоплательщиков опять сработала неповоротливость бюрократической системы. Дело в том, что оценку кадастровой стоимости для расчета налога по всей Москве провели, когда рынок был на пике. Трудно представить, чтобы оценщики часто пересматривали свои выводы вслед за рыночными колебаниями, по крайней мере – в сторону понижения. Теоретически можно оспорить оценку в суде, но практически делать это хлопотно и дорого – вряд ли менее 30 тыс руб.
В итоге, если новое правило будет неукоснительно исполняться, надо ждать переселений многих людей из центрального округа в недорогие места. Это предусматривалось разработчиками нововведения. Мол, те, у кого нет денег на содержание дорогой квартиры, могут продать ее и купить доступное жилье – еще на жизнь останется. Только вот начало массовых продаж может привести к падению цен. И они могут в итоге сильно отличаться о стоимости, которая принималась при начислении налога, который выдавливает старых жильцов с насиженных мест.
В общем, поводов для недовольства будет достаточно. И непременно возникнет главный из них – особенно когда чиновники привычно будут говорить о мировом опыте: куда именно идут эти налоги? Например, продавцы недвижимости в Великобритании (и в других странах) говорят о сложностях при продажах, связанных с тем, что там размеры разного рода налогов и сборов определяются на собрании общины. Решают, скажем, что для нахождения денег на строительство бассейна в школе, где учатся их дети, предлагается повысить на столько-то налог на недвижимость. И голосуют, зная зачем и на кого будут потрачены их «кровные».
Чтобы не стать заложниками налогов
Налоги плачу, а все равно не спится...
Минфин снизил цену нефти на десятку, а расходы бюджета – на 5-10 процентов