НА ФОРУМАХ
200
2
182
2
198
1

ВЫСТАВКА ЕЛЕНЫ КИСЕЛЁВОЙ «ЭЛЕГАНТНЫЙ ВЕК» В МУЗЕЕ РУССКОГО ИМПРЕССИОНИЗМА

17 декабря 2016 года Музей русского импрессионизма представит первую в Москве персональную выставку Елены Андреевны Киселёвой (1878–1974), одной из самых ярких и загадочных художниц Серебряного века.

4d8b5fc8fd4f8d9b7a115f8322759de1.png
Художница с зеленой вазой (Автопортрет)

6e5cb9e455d7242a7cfac0e8e7bf3fd0.png
Женский портрет (портрет Татьяны Платоновой-Поздняк)

f35602c1c83bfbb644d0612b2040e093.png
Девушка в красном

Елена Киселёва, как и её отец, известный математик Андрей Петрович Кисёлев, собиралась посвятить свою жизнь науке. Но выбрала Высшее художественное училище при Академии художеств в Санкт-Петребурге, где попала в мастерскую Ильи Репина и стала впоследствии его любимой ученицей. За свою дипломную картину «Невесты. Троицын день» Елена Киселёва первой из женщин-выпускниц Академии получила возможность продолжить учёбу в Париже, городе, в котором жили и творили её ровесники Пабло Пикассо, Анри Матисс и Амедео Модильяни. В Европе Киселёва училась в знаменитой Академии Эжена Каррьера и Академии Рудольфа Жюлиана, участвовала в международных выставках в Мюнхене и Риме.

4eb1105753efefb72dedd0095f3de702.png
Прекрасные дамы

8936b91e200733af4b838af2473a1dd6.png
На балконе

Елена Андреевна работала в разных техниках, а её истинной страстью всегда был один жанр: «Меня всегда увлекал женский портрет. Когда я встречала красивую женщину, я так и хотела её писать».

После возвращения в Россию её карьера переживает взлёт – в 1910 году Киселёва первой из женщин становится членом Общества архитекторов-художников, получает многочисленные премии Общества имени Архипа Куинджи. Её картины печатаются в журналах «Аполлон» и «Огонёк», несколько работ приобретает для своей частной коллекции Максим Горький, а сама Киселёва ставится критиками в один ряд с Зинаидой Серебряковой, Александром Бенуа и Львом Бакстом.


c23fd652453a6e4b7844693809fa9398.png
Натурщица с зеленой вазой

8141e29c735b53358a84edc8566969f3.png
Невесты

«Идея провести у нас в музее выставку Елены Киселёвой жила во мне с того самого момента, как я впервые познакомилась с её полотнами. Эта живопись столь хороша, что её малая известность сложно объяснима», – рассказывает директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова.

958123dd451c7aca803b1271cdca7d3d.png
Санди

d1b0fa3194089829be337aa5cc9b8c6f.png
Портрет сына

0dd1b0f2e011fd2c9e62b72d89b7953a.png
Розовый зонтик

К сожалению, XX век не всегда был «элегантным» – после Октябрьской революции Елена Андреевна, спасаясь от голода и разрухи, покидает родную страну и вслед за мужем, профессором математики, отправляется в эмиграцию в Сербию. После переезда времени для занятий живописью становится всё меньше. Имя художницы на родине было забыто, её творческое наследие рассеяно по частным собраниям, а сама она стала хранительницей профессорского дома в Белграде. После смерти единственного сына в 1944 году она навсегда оставила живопись. Елена Киселёва умерла в возрасте 96 лет, завершив свой «элегантный век».


ce92ac4d9f04c1cb9b19de6821573292.png
La belle Hortense

19515333895efda346bc6e1e0337fc27.png
Этюд. Натурщица

Выставка, созданная совместно с Воронежским областным художественным музеем имени И.Н. Крамского, впервые соберёт в одном месте более 50 полотен Елены Киселевой из Государственного Русского музея, Научно-исследовательского музея Российской академии художеств, Института русского языка и литературы «Пушкинский дом», а также частных коллекций. В рамках выставки, которая продлится до 12 марта 2017 года, запланирована обширная программа: лекции, тематические дискуссии и экскурсии.

К открытию выставки научный отдел Музея русского импрессионизма выпускает первый в мире каталог Елены Киселёвой, где будут представлены 60 работ художницы.

Пресс-служба Музея русского импрессионизма

Здоровый свет