30 лет тому назад, в 1987 году, в Жданове (нынешнем Мариуполе) начались съемки одного из резонансных и знаковых фильмов перестроечного периода «Маленькая Вера». Через год он вышел на экраны и взорвал общественностью дерзкими и правдивыми кинематографическими решениями режиссера Василия Пичула.
Так талантливо показать безнадегу конца 1980-х в провинциальном промышленном городе надо было исхитриться. Потому Пичул и приехал домой, в город, откуда он был родом, где каждый камень ему с пеленок знаком, а любая заводская труба по-свойски подмигивала жерлом, выпуская в небо порцию сизого дыма.
Мне повезло быть знакомым с Василием Пичулом (увы, два года тому назад он покинул наш мир), однажды я поинтересовался, каково ему было ехать в Жданов после нескольких лет отлучки, учебы, да еще и во главе съемочной группы Киностудии им. Горького? Он честно ответил, что это были крутые ощущения. Режиссер, хозяин площадки, по одному только движению его пальца все начинает двигаться и вертеться. И город, привыкший в советские времена безропотно выполнять команды сверху (появление кинематографистов в Жданове – это ли не воля небес?), относился к земляку с совершенным почтением.
Пичул без колебаний воспользовался своей властью. Но он внес в ленту и множество реальных штрихов из жизни своей семьи, быта друзей и знакомых. Натура получилась сочная, отсюда и оглушительный успех картины. А не только из постельной сцены Натальи Негоды и Андрея Соколова, безумно провокационной и шокирующей в момент выхода «Веры» в прокат.
В 1987 году я начинал службу в армии, причем первые пару месяцев пришлись на Жданов. Как-то отправили нас на работы в город – кабель выкапывали в парке отдыха. А неподалеку, смотрим, движение интенсивное. Что такое? Оказалось, кино снимают. Это была танцплощадка, где разворачивалась знаменитая сцена – драка! На следующий год, находясь в армейской командировке в Днепропетровске, я пошел в кинотеатр и увидел «Маленькую Веру». Не скрою, был впечатлен. Дракой, в принципе, тоже.
Многими годами позже, работая в «Комсомолки», я надумал провести экспедицию по местам съемок культового кино. Тогда в Мариуполе удалось найти «квартиру маленькой Веры». Хозяева – милейшие люди, поводили нас по комнатам, показали, где что было. Выяснилось, что в момент съемок они были на заработках на севере. Пошли в клуб новый фильм посмотреть, а там их жилье показывают!
Оказалось, что квартиранты – проворные ребята, решили срубить копейку и сдали площади киношникам в аренду. Те, чтобы мрака напустить, еще и понарисовали траурные панели, еще кое-чего добавили в антураж. Короче, тихий ужас. «Помните, отец Веры по пьяной лавке разбивает раковину? – вспоминал хозяин квартиры. – Представляете, вернулись мы – точно, раковина вдребезги…»
Впрочем, зла на кинематографистов никто не держал. Фильм же вышел правдивый, а квартира и вовсе вошла в историю искусства. Между прочим, вся мелочевка, которую видно в крупных планах (радио, будильник, связки таранки, бутылка от джина «Бифитер», в которую из эстетических соображений заливалась самогонка), принесена жильцами дома, где развернулся творческий процесс. Люди с удовольствием включились в игру с Пичулом и привнесли свои крупицы аутентичности в общую канву картины.
В той киноэкспедиции довелось столкнуться и с тайной, объяснения которой я не нашел. Свидетели съемок, а таковых не так и мало, клянутся и божатся, что им довелось лицезреть возбуждающую сцену в постели. «Квартира Веры» – на втором этаже. Если примоститься на соседнем заборе, то все видать, как на ладони… Вот интим и получился коллективным. Но! В фильме буйство эротики протекает в общаге, где жил герой Соколова. Как же так? Загадка… Возможно, планировали обозначить точкой грехопадения квартиру, а потом перенесли действия в общагу? Не знаю, не знаю…
Еще забавный момент. По ходу сюжета брат Веры, надежда и опора родителей (потому что устроился в Москве), убывает в столицу, вскочив в поезд, проходящий, считай, мимо дома. И точно, железнодорожная линия там имелась. «Только никуда он так не уехал бы!» – хихикают местные жители. Это чисто заводская ветка, не соединенная с глобальной дорогой. Ну и ладно. Это же кино, как без вымысла?
Автор: Руслан Мармазов
«…А зори здесь тихие». Где снимали любимый фильм
Нас ждёт новая Лар Крофт! А мы ее ждем?!
Знаменитое платье Мэрилин Монро и другие знаковые наряды