Давид Хевсуриани
Интересная выставка «Наследники Пиросмани» открылась в конце февраля в Культурном центре МГИМО. Мы уже писали о торжественной церемонии открытия, о приветственных речах, но почти ничего не сказали о самих картинах.
Да, художник, архитектор, коллекционер Давид Хевсуриани собрал огромную коллекцию и может по праву этим гордиться. Самое главное, что он не прячет свою галерею и показывает ее везде, где предоставляется возможность, так что картины грузинских художников уже видели в Тюмени, Омске, Перми, Нижнем Новгороде, а не только за границей.
Давид назвал свой проект «Наследники Пиросмани» и это очень символично. Ведь Нико Пиросмани, можно сказать, символ живописной Грузии, которому при жизни, кроме нищеты, в общем-то ничего не досталось. А нам остались его картины, разбросанные по всему миру и образ его любимой страны, всех, кого он рисовал. Нынешние грузинские художники отнюдь не копируют Пиросмани, они действительно приняли душой его наследство – и пошли дальше.
Каждое полотно, независимо от техники, сюжета, замысла, красок, каждое буквально пропитано Грузией, ее запахами и холмами, горами и виноградом, протяжным многоголосьем песни и загадкой неизменного притяжения. Ведь каждый, кто хоть однажды побывал в Грузии, непременно возвращается туда снова и снова.
Они на самом деле разные, наследники великого примитивиста Нико родом из Кахетии, но есть общие черты, которые отличают их от всех остальных художников: некие примитивные элементы, самоирония, благородный наив и – красочность, много красок. Они не раскрашивают и не подкрашивают жизнь, они ее такой видят, поэтому даже на вроде бы одноцветных полотнах чувствуется сочность пейзажа, природы и даже серого камня.
Грузинские художники, как и Нико Пиросмани, часто пишут, может, и не традиционное застолье, а его как бы отголоски, поэтому на многих полотнах мы видим квеври – сакральные для грузин сосуды, вино, бокалы. Рядом уникальные террасы, разноцветные домики, арки, животные. А еще везде слышится музыка, которая появляется на полотнах: ноты, инструменты, гитары и скрипки, клавиши – этакие маленькие музыкальные композиции. А еще загадочные яркие женщины с удлиненными носами – как своеобразная гипербола. Впрочем, гипербола и на мужских лицах, их огромные глаза не выдерживают никаких пропорций, но они притягивают, в них хочется заглянуть, их хочется бесконечно рассматривать. А еще, конечно же, грузинское вино, которое тоже не спутаешь ни с каким другим.
К сожалению, на выставке работы не были подписаны, поэтому я даю их в вольной небольшой подборке без подписей.
Галина Мумрикова