Св. Флор и Св. Лавр, 2011 г, 108х82, кедр, резьба, пигменты, цветные металлы
Дмитрий Солунский
Богоматерь Державная, 1001 г., 106х66, дерево, резьба, золото
Св. Спиридон Тримифунский, 2004 г., 112х45, дерево, резьба
Св.Николай Угодник, 2016 г.6 55х39, дерево, резьба
Мы уже писали об усадьбе на Старой Басманной, которая была построена в середине 18 века, к началу 19 века приобрела типичный стиль московского класссицизма, а благодаря потомку знаменитого декабриста приобрела нынешний вид типичной старинной усадьбы.
Выставка «Окно в горний мир» очень гармонично вписалась в стены старинной усадьбы, которая менее всего походит на музей. Это – дом, уютный, без излишней роскоши. Кажется порой, что, хозяева ненадолго покинули его и вот-вот вернутся.
Богоматерь Почаевская, 2010 г., 54х52, липа, резьба
Богоматерь Человеколюбивая, 1996 г., 62х40, дерево, резьба
Св. Георгий Воин, 2002 г., дерево, резьба, золочение
Теперь о художниках. Инесса и Рашид Азбухановы закончили Абрамцевское художественно-промышленное училище и вот уже более тридцати лет занимаются забытым искусством – «иконе на рези», традиция которых уходит в далекое прошлое – в Византию. Там, на Святой Земле, изготавливали резные иконки из слоновой кости. В России такие иконы вытачивали из дерева. Но 18 век внес свои коррективы в резное искусство – Указ Петра I в 1722 году наложил запрет на резную икону. Но даже уйдя в подполье, уникальное искусство не было утрачено, оно лишь временно приостановилось. Так, в конце 19 века Исторический музей начал собирать коллекцию православной резьбы.
На вернисаже многие, в частности искусствовед Марина Абакумова, говорили о том, что творчество этих художников – это новое религиозное направление, которое может занять место и в музеях, и в храмах и что главное в их произведениях – возрождение традиций русского церковного резного искусства. В каждой иконе художников – необъяснимая теплота и радость.
Инесса и Рашид Азбухановы уже прошли долгий путь к именно «своей» иконе, крупица за крупицей восстанавливая резную икону, углубившись в ее историю, скрупулезно постигая каноны Византии и русского средневековья. Они все время искали свой стиль, свои принципы гармонии, свое решение цвета, свою породу дерева, наконец. Они работаю с разным деревом – с липой, кедром, орехом, сосной – все зависит от образа, который они создают. А мир горний – это царство духа и света, в котором нет теней.
В своих творческих исканиях Инесса и Рашид пришли к еще одному направлению – метасимволизму – орнаментальным картинам, в которых, независимо от авторского названия, каждый откроет для себя свои образы – стоит лишь немного пофантазировать.
Выставка продлится до 6 мая.
Египет, 2013 г., 75х75, дерево, резьба, пигменты, цветные металлы, золото
Для справки: Уникальные произведения художников находятся в коллекциях многих музеев: Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей-заповедник «Московский Кремль», Государственный исторический музей, Музей истории города Москвы, Российская Академия Художеств, Музей-заповедник «Коломенское», Музей- заповедник «Дмитровский Кремль», а также в частных коллекциях: Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, президента России В.В.Путина, Папы Римского Иоанна Павла II, королевы Нидерландов Беатрикс, короля Испании Хуана Карлоса II
Галина Мумрикова