НА ФОРУМАХ
89
102
2
687
3

Лицом к будущему. Искусство Европы 1945-1968

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, совместно с  Центром изящных искусств BOZAR (Брюссель), Центром искусства и медиатехнологий ZKM (Карлсруэ) и Государственным музейно-выставочным центром “РОСИЗО”, представляет выставку «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945 — 1968».
Выставка включает в себя около 200 работ из 53 зарубежных и 12 российских музеев, частных собраний и архивов, в которых нашли отражение надежды и разочарования послевоенного времени – эпохи восстановления после страшной катастрофы, новых открытий и технологических прорывов, нового шанса для возрождения гуманизма, но также и новых угроз человечеству, социальных и политических потрясений.
Экспозиция рассказывает об общей борьбе и победе над фашистскими режимами в Европе – о тех страницах истории, которые сформировали современный облик Европы. Несмотря на все противоречия периода «холодной войны», художников объединяли общие ценности и задачи их искусства. Выставка призвана не только впервые объединить неоавангардное искусство стран Западной и Восточной Европы, но также привести доказательства в пользу того, что все новые формы искусства, появившееся после Второй мировой войны, зародились в Европе или, по крайней мере, развивались параллельно с Америкой: от медиаискусства (фотография, кино, телевидение, видео-арт) до концептуального искусства и акционизма.
Выставка состоит из пяти разделов и хронологии с 1945 по 1968 год, которая включает фотографии, плакаты и другой материал, обеспечивающий погружение зрителя в контекст эпохи.

e3f2649ed6ed738b80cc17c98b75ffb8.jpg
Александр Дейнека. Эскиз мозаики "Мирные стройки". 1959-1960. Государственная Третьяковская галерея
I. Конец войны. Скорбь и память.
Первые послевоенные годы характеризуются частым обращением художников к теме скорби и памяти жертв военных преступлений. В этот период возрождаются такие традиционные мотивы христианской иконографии как Распятие, Погребение и Оплакивание Христа. Экзистенциалистское настроение времени выражается в преобладании черного цвета, как в абстрактных, так и в фигуративных работах. Для скульптуры характерны образы страдающих и поверженных человеческих фигур (Генри Мур, Вадим Сидур, Алина Шапошников).

18191985b31f820415a22d69eed65f5e.jpg

Ханс Грундиг. Против атомной смерти. 1958. Государственный Эрмитаж

II. Борьба за мир.
Трагические события недавнего прошлого вызвали к жизни движение в защиту мира, которое активно поддержали писатели, художники и интеллектуалы из разных стран. Однако начавшаяся гонка вооружений и целая череда международных конфликтов (войны в Корее, Алжире, Вьетнаме) привели мир на порог новой мировой войны и грозили окончательно расколоть Европу. В этих условиях одной из миссий искусства стало служить объединению людей, невзирая на политические границы, устоявшиеся стереотипы и отличия художественных методов.

35b3a6335e7917fc201fb341c3fe3ff2.jpg
Михаил Рогинский. Стена с розеткой. 1965. Государственная Третьяковская галерея

III. Новый реализм.
Для многих художников война ознаменовала собой гибель искусства в довоенном его понимании. Они начинают искать ответы на вопросы, которые были поставлены самими реалиями войны, и используют для этого новую и расширенную концепцию реализма. Обновление реалистических форм и средств выразительности после  1945 года произошло сначала в Италии (течение Realismo) и в Англии в (т.н. Лондонская школа).
Лекция Эдуардо Паолоцци 1952 года, на которой он представил изображения, составленные из вырезок и рекламных объявлений из американских журналов, собиравшихся им с 1948 года, считается датой рождения британского поп-арта. Еще до появления своего американского аналога, британский поп-арт успел повлиять на немецкий «капиталистический реализм» и даже оставил свой след в искусстве СССР. Французские «новые реалисты» обнаружили на городских улицах готовые произведения в виде сорванных и наклеенных поверх друг друга плакатов. Метод коллажа был перенесён ими и в работу с простыми бытовыми предметами. Поп-арт придал эстетическую ценность предметам обыденным и даже вульгарным, создал систему новой образности, где уравнено «высокое» и потребительское, уникальное и массовое.

6a6a7a2f945382b44806cf2110ef86fb.jpg
Фернан Арман. Сожженная скрипка. 1966. ГМИИ им,А,С,Пушкина

IV. Новый идеализм
1950–1960-е годы в искусстве стали не только десятилетиями реконструкции, восстановления связей с модернизмом предвоенных лет и развития неоавангарда, но и временем подлинных инноваций, «Новых тенденций» (так назывались выставки в Загребе, в которых с 1961 года принимали участие представители «конкретного искусства» со всей Европы). В качестве альтернативы как новым формам реализма, так и пессимизму живописи информеля, название группы ZERO стало обозначать все оптимистические, идеалистические и технические утопии и новации, в том числе такие течения как оп-арт и кинетическое искусство. Художники как Западной, так и Восточной Европы экспериментировали с новыми формами городских утопий, фантастической архитектуры, их интересовала дематериализация искусства и преодоление гравитации. Все это происходило на фоне экспериментов в области ядерной энергетики, мечтаний о космических путешествиях и развития потребительской культуры. К этому общеевропейскому художественному тренду относится и деятельность отечественной группы «Движение» (Лев Нусберг, Франциско Инфанте-Арана, Вячеслав Колейчук и др.).

96821f0b122f0615465858797e4d513b.jpg
Хайнц Ман. Иллюстрация из журнала группы "Zero".1961

V. Политическая утопия: 1968
Новые художественные течения в искусстве неизбежно влияют на формирование новой политической и социальной повестки, оказываясь тесно связанными с надеждами и утопическими исканиями своего поколения. 1960-е годы в Европе характеризуются широким распространением революционных идей среди молодёжи и в первую очередь в университетской среде. Следующим шагом были политические движения, создаваемые бывшими студентами и преподавателями: «Красные бригады» в Италии, RAF в Германии и «Прямое действие» во Франции. Зарождающаяся поп-культура сходилась с одной точке с молодыми революционными идеями, музыкой, кино и искусством. Знак «68» означал тройственный союз молодежной революции, поп революции и политической революции.

Пресс-служба ГМИИ им, А,С,Пушкина

ШЕДЕВРЫ ДЖАКОМЕТТИ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ЮБЕРА ДЕ ЖИВАНШИ

ЕВСЕЙ МОИСЕЕНКО: ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ХУДОЖНИКА

«Зрелища и звуки» в усадьбе Муравьевых-Апостолов Художественное стекло и текстиль

Здоровый свет